Цифровой скиталец

Мы живём, пока мы летаем

Исландия — 0, вступление

Исландия – понятная и простая страна, но от этого не становится менее интересной и впечатляющей, а даже может и более.

И природа, и люди этого острова вызывают и вызывали огромный интерес, и есть благодаря чему. Горячие источники, кипящие озёра грязи и лавы, разноцветные горы и вулканы, покрытые скудной растительностью, вездесущие овцы на их склонах и небольшие косматые лошади на полях.  Повальный социализм и эгалитарианизм небольшого населения в 300 тыс. человек, всеобщее равенство и процветание, отсутствие преступности, преступников и тюрем, чистый и ясный взгляд и разум любого случайного человека. Постоянный холод в 14-16 градусов летом, моросящие или ливневые дожди, штормы и ураганы. Не изменившийся за 1000 лет древненорвежский язык с архаичным алфавитом, процветающий и бережно лелеямый, но любой человек моложе 60 лет прекрасно знает английский. Практически каждый второй житель исландии пишет прозу, стихи, или состоит в музыкальной группе.

Масса геотермальных и гидроэлетростанций, обеспечивающих дешёвое электричество, но новые строить мешает общественность, чрезмерно озабоченная сохранением нетронутой исландской природы. При этом та же самая общественность вполне себе поддерживает такое варварское занятие, как промышленную добычу китов – кроме исландцев, этим занимается только другая столь же своеобразная страна – Япония. Ввоз китового мяса в США и ЕС, кстати – уголовное преступление, хоть оно и продаётся в аэропорту Кеблавика.

В Исландии самый древний из функционирующих ныне парламентов в Европе – Альтинг. Сколько он ещё просуществует, сказать нельзя – на выборах голосуют почти 90% человек, при таком участии и небольшом количестве избирателей вполне возможен переход к прямой демократии, когда люди напрямую анализируют и голосуют за законы.

У Исландии нет армии, а только береговая охрана, поэтому за оборону страны отвечает НАТО. Это единственная страна НАТО без вооружённых сил. На острове долгое время находилась американская военная база, но в 2006 её окончательно закрыли.

В Исландии каждый год проводится огромный гей-парад, последний раз с числом участников в 100 тыс. человек, при общем населении, напомню, 300 тыс. В параде, наряженным в женскую одежду, участвовал мэр Рейкъявика, по професии комик. Его партия выиграла выборы в парламент с лозунгами: “Даёшь бесплатные полотенца в бассейнах” и “даёшь белого медведя в зоопарк”. Кроме того, Исландия – первое государство в мире, у которого премьер-министр открыто нетрадиционной ориентации, зовут её Johanna Sigurdardottir.

Что касается имён, то уже с 1925 года законодательно запрещены фамилии, если только родитель не иностранец: традиционное исландское имя состоит из собственно, имени, и отчества/матронима, то есть “отчества” по матери. Так, известную наверняка вам певицу зовут Бъорк Гудмундсдоттир, а нередко приезжающую в Латвию виолончелистку – Хильдур Гуднадоттир, то есть дочери Гудмунда и Гудны соответственно.

В Исландии госмонополия на алкоголь, и купить его можно лишь в 48 специальных магазинах на всю страну. Курят только 15%, и периодически ведутся разговоры о том, чтобы запретить никотин вообще, а тем, кто не может обойтись, выдавать его в аптеках по рецепту. Борба государства с прочими наркотиками очень интенсивна, кроме разве что марихуаны, но и ту курят только в столице. Несложно понять, почему исландцы на вид все очень трезвые и здоровые, спокойные и радостные. Повсюду, в парках и на обочинах дорог, растут галюциногенные грибы семейства Псилоцибе, но их никто не собирает и не ест.

Я уже в Рейкьявике в кемпинге скачал одну из известных книг исландца Халдора Лакснесса, нобелевского лауреата, под названием “Самостоятельные люди”. В ней можно найти немало того, что перекликается с нашим путешествием, поэтому буду приводить цитаты в тему.


Эти люди не чувствовали себя рабами и выделялись из общей массы бедняков. Они полагались только на себя, и самым крупным их капиталом была самостоятельность. Они верили в свои силы, высоко ценили предприимчивость и, подвыпив, читали наизусть древние саги и стихи. Они обладали железной волей, и им не были страшны никакие препятствия. Но никто не назвал бы их бездушными материалистами, которые заботятся только о хлебе Насущном. Они знали наизусть много старинных стихов с искусными рифмами и аллитерациями, а некоторые даже сами складывали стихи — о друзьях, о своей трудной жизни, об опасности, о природе, о надеждах на более светлые дни — тех надеждах, что сбываются только в царствии небесном, и даже о любви (стихи о любви считались непристойными).
К оглавлению Ctrl + ↑